Абрахам Маслоу – американский ученый, известный во всем мире. Его считают основателем гуманистической психологии, за что в 1967 году Американская гуманистическая ассоциация признала Маслоу гуманистом года.
Его наследие изучают в университетах, исследуют и используют в своей работе психологи, экономисты, маркетологи, социологи, философы, историки.
Содержание:
- Кто такой Абрахам Маслоу – становление ученого
- Своя семья Абрахама Маслоу
- Сама теория потребностей или пирамида Маслоу
- Что движет человеком по теории личности Абрахама Маслоу (видео)
Кто такой Абрахам Маслоу – становление ученого
Родители Абрагама – Самуил Маслов и Роза Шиловская – жили в Киеве. Семья была малоимущей, папа работал бондарем, то есть изготавливал из дерева кадки и бочонки.
Начало ХХ века ознаменовалось всплеском антисемитизма на Украине, происходили многочисленные еврейские погромы. Спасаясь от этого ужаса, Самуил и Роза бежали за границу. Судьба забросила их за океан – в США. 1 апреля 1908 года родился их первый сын, получивший имя – Абрахам. Затем на свет появились еще шестеро детей.
Атмосфера в большой семье была напряженной и нездоровой. Родители часто ссорились, от их агрессии страдали дети. Самуил злоупотреблял алкоголем и часто исчезал из дома. Роза отдавала свою любовь младшим детям, а старшего постоянно ругала.
Однажды она разбила о стену головы двум кошкам, принесенных Абрахамом домой покормить. Парень возненавидел свою мать. Позже, когда во взрослом возрасте он получил известие о ее смерти, то не приехал на похороны.
Об антисемитизме пришлось узнать из собственного горького опыта. В детские и подростковые годы Абрахам многократно становился жертвой травли со стороны одноклассников из-за внешности.
Он рос замкнутым, неуверенным в себе, закомплексованным человеком. Чтобы как-то преодолеть проблемы, он погрузился в занятия спортом, а затем наукой.
И все же, благодаря упорному самообразованию, он получил чрезвычайно глубокие знания. Окончил Университет Висконсина в городе Мэдисон, став специалистом по психологии. Научным руководителем был профессор Гарри Гарлоу, под руководством которого Маслоу изучал доминирование и сексуальность у животных-приматов.
В 1937 году он стал профессором Бруклинского колледжа в Нью-Йорке, где познакомился со многими учеными-психологами, вынужденными эмигрировать из гитлеровской Германии.
Под влиянием их идей Маслоу решил заниматься самоактуализацией личности – то есть, изучать стремление людей к выявлению и развитию своих возможностей, к самореализации и самосовершенствованию.
Своя семья Абрахама Маслоу
Несмотря на откровенно печальный опыт общения с родителями, Абрахаму рано удалось создать свою, причем крепкую семью. В 20-летнем возрасте он женился на двоюродной сестре Берте Гудман. Взаимная любовь не покидала их на протяжении всей жизни. В браке родились дочери Энн и Эллен, которые также специализировались на психологии.
С 1951 по1969 года Маслоу был профессором и деканом психологического факультета частного Брандийского университета неподалеку от Бостона, штат Массачусетс.
Сама теория потребностей или пирамида Маслоу
В 1954 году вышел его главный труд – «Мотивация и личность». Здесь он обозначил иерархическую теорию потребностей, известную как «пирамида Маслоу». В завершенном и упрощенном виде пирамида появилась уже в трудах последователей Маслоу после его смерти.
Итак, на первом, базовом уровне находятся физиологические потребности человека, без удовлетворения которых невозможна сама жизнь. Это питание, сон, наличие жилья и отдыха. Иногда в них добавляют сексуальные потребности, хотя в сравнении с вышеприведенными, они не являются критически важными для выживания организма.
Второй уровень – потребности в безопасности. Это личная безопасность, поддержка здоровья, наличие стабильной работы и дохода, уверенности в своем будущем, в частности, в обеспеченной старости.
Третий уровень – потребности в принадлежности или социальные потребности. К ним Маслоу относил любовь, дружбу, семью. Общение с другими людьми, без которых абсолютное большинство людей, как социальных существ полноценно жить не могут.
Четвертый уровень – потребности в признании или уважении к себе. Человеку присуще желание того, чтобы собственный труд, компетентность, опыт, талант другие люди признавали, уважали и ценили.
Самый высокий, пятый уровень – самоактуализация. То есть познание мира, воплощение своих целей, намерений, развитии и совершенствовании личности.
По мере того как человек удовлетворяет низшие уровни потребностей, для него приобретают актуальность потребности высшего уровня. Однако Маслоу никогда не утверждал, что потребности находятся именно в такой неразрывной последовательности. У каждого собственная иерархия потребностей, хотя именно такая является устойчивой.
По мнению Маслоу, человек должен жить в гармонии с собой и заниматься тем, чем хочет и может заниматься.
Что движет человеком по теории личности Абрахама Маслоу (видео)
Посмотрите этот ролик и многое в поведении вас и ваших друзей и знакомых станет понятным.
В 1967 году Абрахам Маслоу избирается президентом Американской ассоциации психологов. Но 8 июня 1970-го он неожиданно умер от сердечного приступа во время пробежки в парке. Созданные им труды сохраняют актуальность по сей день, их активно применяют в различных отраслях наук.